- Неделя православия
- первая Н. (воскресенье) великого поста, когда совершается торжество православия, установленного в Греции в IX в., в память освобождения и победы православной церкви над ересями, особенно иконоборческою. Патриарх константинопольский Мефодий установил тогда же богослужение, назв. чином православия и значительно дополненное в XII и XIV вв. Теперь на В. чин православия совершается в первое воскресенье великого поста и состоит исключительно в поминовении усопших, причем молитву читает патриарх. В России чин православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как, напр., Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря и др., которые в конце XVII и в начале XVIII вв. упоминались только в форме: "Кассиан архимандр. с товарищи", а также прибавлены новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, мн. расколоучит. и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4.000. В конце XVIII в. чин православия был исправлен и дополнен митрополитом новгородским и с.-петербургским Гавриилом; из него исключены были: 1) множество имен, которым возглашалась вечная память, и 2) имена многих гражданских преступников и всех расколоучителей, которым провозглашалась анафема. В таком виде, напечатанном в первый раз в 1767 г., чин православия оставался до 1869 г., когда вновь был переработан. Согласно последней переработке, чин православия совершается в кафедральных церквах после прочтения часов или пред окончанием литургии и содержит в себе чтение символа веры, произнесение анафемы и провозглашение вечной памяти всем защитникам православия. Всех анафематствований 12, и произносятся они клиром от имени церкви, который поет трижды анафема. Анафема произносится всем: 1) отрицающим бытие Божие и Промысл, духовность существа Божия и его свойства, равносущие и равночестность Сына Божия и Св. Духа Богу Отцу; 2) всем, отвергающим необходимость пришествия на землю, страдания и смерти Сына Божия для спасения человека, приснодевство Пресв. Богородицы, бессмертие души, кончину века, суд и вечное воздаяние по делам, таинства, соборы и их предания, божественное происхождение царской власти и надлежащее отношение к ней; 3) всем, не приемлющим благодати искупления; 4) всем, не верующим, что Дух Св. действовал чрез пророков и апостолов и ныне пребывает в сердцах истинных христиан и наставляет их на всякую истину, и наконец, 5) всем, отвергающим и хулящим св. иконы. Вечная память провозглашается всем, способствовавшим распространению и утверждению православия словом, делом, писанием и жизнию, среди них поминаются отдельно Константин Вел., св. Елена, Феодосий Вел., Феодосий Младший, Юстиниан, свв. Владимир и Ольга и все русские императоры и императрицы.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.